Управление образования Волковысского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования

"Детский сад №10 г. Волковыска"

231900 Гродненская область, город Волковыск, улица Социалистическая, 8

БЕЛ |  РУС |  EN ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Занятие в учреждении дошкольного образования как форма организации образовательного процесса

Занятие – это чётко регламентированная временем и местом в распорядке дня, длительностью в соответствии с возрастом детей специально организованная форма образовательного процесса в элементарной учебной деятельности дошкольника.

Занятие отличают

наличие познавательной цели

программного содержания

учебной задачи

учебных действий

обязательного участия взрослого, его контроля и оценки (но не отметки)

Результатом занятий выступает разностороннее развитие детей, овладение ими представлениями, умениями и навыками как удовлетворения их познавательных потребностей.

Оно имеет чётко выраженную структуру, в которой выделяются три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.

Начало   предполагает непосредственную организацию детей, которое призвано переключить их внимание на предстоящую деятельность; мотивировать на нее через использование проблемных ситуаций, вопросов, музыки и др.; вызвать интерес через сюрпризы, загадочность, развлекательность; создать соответствующий эмоциональный настрой; раскрыть познавательную задачу.

На основе объяснения и показа способов действий педагогом у ребенка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.

Ход (процесс) занятия – это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении представлений, формировании умений, которые определенны учебной задачей.

Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов познавательной деятельности ребенка, которые свидетельствовали о его продвижении вперед, показали, чему он научился. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

После проведения занятия педагог анализирует его результативность, рефлексирует, намечает перспективу дальнейшей образовательной деятельности.

В структуре занятия отсутствует проверка усвоения детьми представлений, навыков и умений. Эта проверка осуществляется методом наблюдения во время занятия, анализа продуктов детской деятельности, а также в повседневной жизни.

Планируя занятие, необходимо, прежде всего определить его цель.

Цель – краткая, позитивная формулировка того, какой положительный результат будет получен, если задачи будут решены.

Цельэто желаемый результат, идеальный проект, обладающий признаком завершенности и подлежащий реализации

Цель – мысленное предвосхищение результата деятельности. Осознанный образ предполагаемого результата, который должен быть достигнут в результате выполнения действия.

Цель определяет содержание занятия, его структуру, методы обучения, формы организации познавательной деятельности детей. Она должна соответствовать теме занятия, его содержанию, программным требованиям, возрасту детей, их психофизическим особенностям. Кроме этого, цель должна быть конкретнойкорректно сформулированноймотивированнойлежать в сфере деятельности детей. От цели зависит, будет ли занятие носить развивающий характер.

На занятии главное – организация познавательной деятельности детей.

Педагог не злоупотребляет сообщением информации, а вовлекает детей в ход своих рассуждений, в самостоятельное «добывание» знаний, создает ситуацию «открытия». В педагогике говорят «положить цели в сферу деятельности ребенка».

Задача – путь достижения цели (решение задач обеспечивает достижение желаемого результата).

Разделение программных задач на образовательные, воспитательные и развивающие в работе с детьми дошкольного возраста чисто условно, так как в педагогическом процессе они выступают в единстве.

Образовательные задачи  формирование представлений, выработка специфических для каждой образовательной области учебной программы умений и навыков.

Развивающие задачи предусматривают развитие у воспитанников познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоцийречи (обогащение и усложнение словарного запаса, обогащение содержания, совершенствование коммуникативных качеств речи), мышления путём формирования умений осуществлять все необходимые мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование, классификация, сериация, сравнение, различие, выделение главного и др.); двигательной сферы (сноровка, соразмерность движений, двигательных действий и др.; сенсорики   (глазомер, точность, тонкость различия цветов спектра, света и тени, звуков, оттенков речи, ориентировка во времени и пространстве и др.); памяти, воображения, восприятия, внимания и др.

Воспитательные задачи – это воспитание бережливости, бережного отношения и т.д.

Классификация занятий

1. по количеству воспитанников

индивидуальные (с 1 ребенком)

подгрупповые (по подгруппам)

групповые (со всей группой)

2. по дидактическим задачам

по усвоению нового материала

по закреплению ранее приобретенного опыта

по сочетанию нового содержания и закреплению ранее приобретённого опыта

по творческому применению представлений, умений и навыков

3. по содержанию дошкольного образования

типовое (доминантные) – это занятие, на котором решение задач направлено на раскрытие целостной сущности определённой темы на основе содержания одной образовательной области.

интегрированное – это занятие, на котором решение задач направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы через объединение и взаимопроникновение содержания разных образовательных областей и пределы такого объединения размыты.

комплексное – это занятие, на котором решаются задачи нескольких образовательных областей, при этом содержание одной сменяется содержанием другой и этот переход ощутим (напр, порисовали, а потом поиграли). С 2012 г нет комплексных занятий.

Интегрированное занятие по времени как обычное (не выходит за рамки), комплексное по времени больше.

В соответствии с дидактическими задачами определяется тип занятия:

1. Обучающие занятия (усвоения новых представлений).

Цель: постановка перед детьми познавательных задач, подача, расширение и уточнение представлений детей о предметах и явлениях общественной жизни и природы;

2. Закрепляющие занятия (закрепление и систематизация накопленного опыта детей).

Цель: осмысление воспринятых представлений и формирование первичных обобщений.

3. Комбинированные (смешаннный) занятия.

Цель: познание нового содержания и повторение, закрепление и систематизация имеющегося опыта детей.

Требования к содержанию занятия

  1. должно соответствовать теме, цели.
  2. должно соответствовать требованиям учебной программы.
  3. должно соответствовать возрастным особенностям детей.
  4. должно быть доступным.
  5. должно быть логично выстроенным
  6. должно быть не перегруженным терминами, дополнительной информацией.
  7. не должно содержать более двух новых понятий.
  8. должно опираться на уже усвоенные знания.
  9. должно постепенно усложняться.
  10. должно быть наглядным
  11. должно быть достаточного объема.
  12. должно быть дифференцированным в соответствии с уровнем развития детей

На занятиях используются различные методы воспитания и обучения: словесные, наглядные, практические, игровые. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели.

Средства обучения  – это идеальный или материальный объект, который используется для освоения представлений, формирования опыта, познавательной и практической деятельности.

Требования к средствам обучения

1. должны быть не травма опасны

2. эстетически оформлены

3. доступность на каждого ребенка

Метод (греч. methodos – путь) – способ достижения определённых результатов в познании и практике.

Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учащихся, направленной на достижение целей образования, воспитания и развития школьников (Бабанский Ю.К.).

Методы обучения должны быть оптимально подобранными, соответствовать целям или задачам того или иного этапа обучения (например, при ознакомлении с новым объектом или явлением ведущим методом будет наблюдение), соответствовать содержанию учебной программы, учитывать возможности детей, их подготовленность, способствовать решению поставленных задач занятия.

Прием это дополнительный способ, направленный на повышение эффективности метода.

Приёмы обучения (Львов М.Р.) – составные части методов, конкретные действия учителя и учащихся, подчинённые общему направлению работы, общим установкам, которые определены требованиями метода.

Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод обучения.

Например, беседа  об осени, приемы  этого метода:  вопросы к детям, пояснение, рассказывание самими детьми. А можно начать беседу с использования музыки и т.д.

Приемы: пояснения, указания, показ, инструктаж, напоминание, сравнение и др.

Наглядные методы:

  демонстрация натуральных объектов (предметов, явлений), наглядных пособий (картин, чучел, моделей, образцов и др.), кинофильмов, телепередач, диафильмов, магнитофонных записей; 

     наблюдение  (целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира); 

     рассматривание, показ предметов (посуды, предметов домашнего обихода, орудий труда и др.), картин, иллюстраций, образцов, способов действия и др;

    демонстрация кино-, видеофильмов;

    дидактические наглядные пособия, дидактический материал.

Словесные методы:

     рассказ (устное изложение учебного материала (без вопросов) используется: для сообщения новых знаний, сведений об окружающих явлениях и событиях, о природе; по картине, заданной теме (придумывание конца). При обучении детей рассказыванию им часто дается образец; о личных впечатлениях (как я…); рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.

   чтение художественных произведений и рассказывание используется для того, чтобы познакомить детей с художественными произведениями, дать новые представления, вызвать нужное эмоциональное состояние: гордость, радость, веселье, лирическое настроение.

    беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. Беседа – диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы.

Метод беседы требует от педагога тщательного продумывания вопросов к детям в логической последовательности, в краткой и четкой формулировке. Вопросы должны быть понятны детям, но такие, чтобы требовали не только припоминания материала, но и размышления.   Проблемный вопрос отличается от обычного тем, что в нем есть скрытое противоречие, он открывает возможность не однотипных ответов, неоднозначного решения.

Практические методы обучения – это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых представлений, умений практический характер.

     упражнение – многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания.

     элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, направлены на то, чтобы помочь ребенку получить новые представления о том или ином предмете. В ходе опытов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т.п. Элементарные опыты способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности мышления, развивают у детей способность выявлять скрытые свойства, связи объектов, сопоставлять, сравнивать их, устанавливать связи, находить причины, делать выводы.

     метод наглядного моделирования – наглядно-практический метод обучения, в основе которого лежит принцип замещения реального предмета, явления другим предметом, изображением, знаком.

Таким образом, повышению познавательной активности детей способствуют:

  • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей),
  • сравнение,
  • проблемные ситуации и задачи,
  • моделирование и конструирование,
  • решение логических задач,
  • экспериментирование и опыты.

Игровые методы:

     дидактические игры

     игры-драматизации

     подвижные игры

     эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках между выполнением других заданий).

Игровой метод предполагает перенос учебного действия в условный план, полное вхождение ребёнка в игровую ситуацию. Игровые приёмы: внезапное появление объекта, выполнение игровых действий, инсценировки, загадки, элементы соревнования, создание игровой ситуации. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится личной целью ребенка. На большом эмоциональном подъеме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотворений, элементы драматизации, сюжетно-ролевые игры.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает. Для повышения эмоциональной активности детей следует использовать:

  • игровые и воображаемые ситуации,
  • придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.,
  • игры-драматизации,
  • сюрпризные моменты,
  • элементы творчества и новизны,
  •  юмор и шутка (учебные комиксы).

Для обучения и развития творчества детям на занятии необходима эмоциональная насыщенность окружения, мотивирование деятельности, исследование предметов и явлений живой и неживой при­роды (обследование), прогнозирование (умение рассматривать предметы и явле­ния в движении – прошлое, настоящее и будущее), экспериментирование, неясные знания (догадки), предположения (гипотезы) и др.

Система педагогических методов – это единство методов обучения и воспитания, реализуемых в целостном педагогическом процессе.

Форма обучения – организационная форма учебного занятия зависисящая от метода, лежащего в основе его организации.

Формы организации познавательной деятельности детей на занятии:

     подгрупповая (по подгруппам)

- целенаправленное деление

- мальчики и девочки

- по интересам

     фронтальная (со всей группой) 

     парная (взаимообучение)

     индивидуальная (не может быть на занятии, есть индивид подход)